Темы

Кто, если не мы

Этот год объявлен Годом малой родины. И это хорошо, потому что родина есть у каждого, а значит можно вновь полистать альбом со старыми фотографиями, взглянуть на старый и уже заросший луг, где еще с десяток лет назад косил сено для коровы и барахтался в копне, окунуться в журчащую прохладу речушки и насладиться майскими трелями соловья, наведать грибные места. А еще обязательно посмотреть: все также прилетели ли аисты на водонапорную башню, где много лет назад смастерили гнездо. Молочно-товарной фермы давно нет, а аисты живут…Думается, что программа Года малой Родины, а теперь уже и недавно принятый Указ Президента Республики Беларусь о продлении его до 2020 года, подразумевает в первую очередь именно деревню. Деревня кормит, выручает, защищает, воспитывает трудолюбивого человека. Так было всегда. Поэтому ее надо сохранить, а для начала – оживить. Как это будет происходить?
Практически каждый выходной меня встречает, если так можно сказать, дорожный знак с наименованием населенного пункта в Мстиславском районе «Башары». Деревня под общим названием рассечена перпендикулярами, которые, можно предположить, когда-то были реками, так как один ручей и по сей день сохранился. Если Рим расположен на семи холмах, то Башары – на четырех, два из которых к тому же имеют свои названия. В моем паспорте местом рождения обозначена деревня Висклино. На карте района ее уже нет, но поселок как таковой существует.
60 лет назад у нас был даже льнозавод, были начальная школа, молочно-товарная ферма, остатки которой «похоронили» в 2016 году, в год «Дажынак» в Мстиславле. Прифермскую территорию подисковали и на следующий год, к сожалению, забыли. Сейчас там обильно растет бурьян.
К постоянно проживающим с большой натяжкой можно отнести 12 человек, а прописано и того меньше: кто-то в Могилеве, Орше, Чаусах. Деревня оживает, когда собираются, как нас здесь называют, дачники – те, кто в теплый период года приезжают из городов, начиная от столицы России Москвы, нашей столицей Минска, Смоленска и тех, что под боком, типа Кричева в родительские дома. С появлением этих самых дачников жизнь в Башарах активизируется, наполняется неким логическим смыслом само существование, как сейчас принято говорить, умирающей деревни. Тогда можно услышать и музыку, и стук топора, и работу бензокосы. И так будет до тех пор, пока останется жить хоть один человек, считающий этот отдаленный уголок местом, где он увидел жизнь.
Ранее в узком кругу я мог бы сказать, что деревня дошла до ручки. И призывы таковыми бы и остались. Однако не все так однозначно. Есть люди, у которых появляется необходимость в почитании своих родных уголков с родительским домом, некая духовная потребность вернуться к ним, что-то полезное сделать для своей родной деревни. В качестве примера приведу своего одноклассника Николая Кудрячева.
Пару лет назад он вместе с женой проживал в Могилеве, двое сыновей у них взрослые, в жизни определились. Вот и вернулись они в отцовский дом и задумали навести порядок во всем, а вместе с ним – начать активную деревенскую жизнь. Наметили первоочередные дела и приступили к их выполнению. Начали с благоустройства территории, завели коня, корову. На личном подворье свиньи, другая живность. Существенный толчок в развитии получила пчелопасека. Есть здесь один нюанс, мимо которого пройти было бы неправильно. Как вы могли понять, Николай еще работает, ездит вахтовым методом на строительство Островецкой атомной электростанции. Поэтому немалая доля нагрузки лежит на плечах Риты, его жены. На выходные приезжают и сыновья. Сейчас их дом и двор не узнать.
Иногда после бани, а собирается нас человек пятнадцать, спрашиваю его: «Как же вы решились на такой шаг? Все в город, а вы в деревню?». Ну были бы там выпивохи или лица без определенных занятий и места жительства, а так нормальная советская семья. На что Коля начинает объяснять с чего начинается малая Родина. Это всегда встреча с тем, кто дорог, с тем, что дорого. Это ключ, из которого бьет живая вода, место, которое придает силы. Здесь он сделал первый вдох и первый шаг, здесь самые светлые и теплые воспоминания из детства. Десятки, а уж тем более сотни километров от родины кажутся космическим расстоянием, если ты по ней искренне тоскуешь. И чем больше на жизненном пути трудностей и испытаний, тем острее ностальгия. Не от физической усталости. Просто душа вдруг попросит подзарядки – захочешь на минуту остановиться и забыться.
Не знаю, остались ли одногодки моей мамы, но потомки не забывают их родину. Один из них – Александр Щепило, правнук бабы Текли, проживает в Минске, провел исследовательскую работу и обнаружил в архивах немало интересного о месте, где родились и жили его предки. Оказывается, поселок Щепилы, входящий территориально в Башары, впервые упоминается аж в 1663 году. Итогом стало установление памятного знака на околице от благодарных потомков (на фото).
Подобные примеры отлично иллюстрирует посыл объявленной трехлетки – самое время не только вспомнить о своих корнях, о месте, где осталась частичка души, но и отдать долг этому клочку земли.
Но, как видится, рачительные хозяева не дожидаются, когда стартует тот или иной год – стараются поддерживать свое место в порядке на протяжении всей жизни. И это не значит, что сразу же уйдет в никуда ответственность каждого перед родной деревней, где прошли лучшие детские годы. Невозможно по щелчку выкинуть из сердца эту любовь. Год малой Родины длится всю жизнь.
Наш поселок Висклино можно сказать в полной мере соответствует названию «дачный». Пять домов и каждый из приезжающих в первую очередь честно заботится по отношению к малой родине. Каждый участвует в наведении порядка и благоустройстве территорий. Регулярно подкашивается трава, убираются сорняки. Кладбища всегда находятся в порядке. Красятся дома, крыши, меняются окна. Осуществляется уход за садами. По определенным вопросам, требующим вмешательства государственных структур, обращаемся в сельсовет.
Помню в 60-е годы прошлого столетия провели в деревню электричество. С тех пор столбы пришли в аварийное состояние, того и гляди повалятся. Обратились в район электрических сетей. Прямо скажу, нелегкий состоялся разговор. Ну кому, скажите, хочется вкладывать средства в неперспективную деревню? Однако, как говорится, кто стучит, тому открывают. Неожиданно для нас нашелся вариант решения проблемы. Спасибо руководству организации.
Или другой пример. На кладбищах, а их у нас два, растет немало деревьев, некоторые из них наклонились и представляли опасность для людей, да и памятники могли повредить в случае падения. Без техники и специально подготовленных специалистов не обойтись. Обратились к председателю сельисполкома. Не сразу, но также вопрос решился положительно. А, буквально неделю назад в очередной приезд увидел очередные изменения. В деревне работал экскаватор, с помощью которого сносились ветхие дома, точнее, то, что от них осталось. Срубы разобрали на дрова, остальное закопали. Так что местная власть работает, а мы со своей стороны тоже поможем. Не сидеть же сложа руки. А там, глядишь, и примеру Николая Кудрячева еще кто-то последует. Даже автор этих строк.

Фото автора
На снимках: на сенокосе дачники деревни; картошка всегда была приоритетным продуктом

Последние новости

БелТА: в стране и мире

Лукашенко сравнил жизнь с матросской тельняшкой и дал совет детям

27 декабря 2024
Читать новость
Актуально

В Хотимске прошел районный семинар по вопросам воспроизводства стада

27 декабря 2024
Читать новость
Актуально

Продолжается подписка на I полугодие 2025 г. на районную газету “Шлях Кастрычніка”. В Новый год со старыми друзьями!

27 декабря 2024
Читать новость
Актуально

В преддверии новогодних праздников в Хотимском районном ЦКРОиР прошла акция “Наши дети”

27 декабря 2024
Читать новость
Актуально

На Хотимщине стратовала ежегодная республиканская акция “Наши дети”

26 декабря 2024
Читать новость
Актуально

Разговор о важном: губернатор Приднепровского края Анатолий Исаченко встретился с активом Хотимского района Хотимщины

24 декабря 2024
Читать новость

Рекомендуем