Зацепило
26 января 2025 года в Беларуси состоятся выборы Президента страны. Мы выбираем Главу государства по его поступкам, то есть человека, который абсолютно погружен в жизнь страны: может выехать в поле, посетить завод, учебное заведение, просчитывает ситуацию на несколько шагов вперед.
Наши граждане должны посмотреть по сторонам, увидеть, что творится вокруг и сделать свой выбор на позитивную, развивающуюся Беларусь. Итак, смотрим по сторонам.
В Грузии 14 декабря избрали нового президента страны. Им стал Михаил Кавелашвили, которого поздравил Александр Лукашенко. Впервые в истории независимой Грузии глава государства был избран не всеобщим прямым голосованием. Президента выбирала коллегия из 300 человек. В нее входят все 150 депутатов парламента, представители Аджарской и фантомной Абхазской автономных республик (последняя структура была образована в свое время из бежавших из Абхазии представителей ее «грузинской» власти), а также 109 членов органов местного самоуправления. Оппозиционные партии, как известно, не признают итогов парламентских выборов, своих кандидатов на пост президента они не выдвигали. Поэтому выборы были безальтернативными. Инаугурация назначена на 29 декабря.
Результаты выборов не признала пока еще действующий президент Зурабишвили. Она и возглавляет акции протеста оппозиции в Тбилиси, которые, как отмечают аналитики, пошли на спад. В свое время победившая партия «Грузинская мечта» поддержала на предыдущих выборах Зурабишвили, согласилась на внесение поправок в Избирательный кодекс, которые позволили иностранной гражданке стать главой государства. И теперь остается решить только один вопрос: как после инаугурации вежливо выдворить из дворца Орбелиани пожилую французскую даму, которой так понравилось быть президентом Грузии. Ну не выносить же ее в самом деле ногами, простите, вперед. Это было бы слишком.
Судя по тому, как эта госпожа чуть ли не через головы глав государств и правительств рвалась, чтобы поздороваться со старым-новым президентом США Трампом, силы для сопротивления у нее есть. Это действо происходило в Париже 7 декабря во время открытия отреставрированного собора Парижской Богоматери. Напомним, в апреле 2019 года в нем случился пожар.
Жалкое зрелище там представлял из себя и просроченный президент Украины Зеленский, которого своими объятиями и постоянными похлопываниями по спине совсем уж затискали. Выглядит он как гномик, в своей неизменной маечке, с заискивающими, бегающими глазками, просящими: «Подайте, ради Христа». Страна в огне, а он разъезжает по миру. В прошедшие два дня новый вояж, на этот раз в Брюссель. Премьер-министр Венгрии Орбан выдвинул идею рождественского перемирия, так он ответил по-хамски, фактически послал.
Ну, а Трамп? 20 минут он выделил Зеленскому. Если перевести на преступный жаргон, то это был визит авторитета, который приехал на сходку. А все остальные съехались, чтобы получить его одобрение.
В Южной Корее, считающейся на Западе одним из самых демократических государств, парламент объявил президенту импичмент. Почти вся история Республики – это череда военных диктатур и переворотов, а кресло президента явно кто-то проклял. Хочешь здесь сесть в тюрьму или быть убитым – иди в президенты. В данном случае все началось с того, что глава государства ввел военное положение, а затем через несколько часов его отменил.
– Настоящим я объявляю чрезвычайное военное положение. Мы защитим свободу Республики Корея от Северокорейской коммунистической угрозы и искореним гнусные антигосударственные силы, работающие в пользу северян, – заявил Юн Сок Ёль.
Как говорится, нашел топор под лавкой, Северная Корея ему виновата. Заподозрить в работе на коммунистов кого-то из парламентской оппозиции, и особенно четко ориентированную на американских демократов партию «Тобуро», очень тяжело. Надо сказать, половина населения, кому под 40 лет, знакома с такой риторикой. Последний спасатель от коммунистической угрозы носил имя Чон Дух Хван и лишь три года назад умер в тюрьме, где отбывал пожизненное. Поэтому реакция на выступление президента было двойственной.
Надо помнить, что президент Южной Кореи – это фактически камикадзе. История института президентства – это история переворотов, убийств, обвинений в коррупции и больших тюремных сроков. Из 12 предшественников нынешнего, трое были свергнуты, один убит, а пятеро оказались в тюрьме. При жалких 17 % народной поддержки, верить, что его защитит любовь народная, было бы слишком наивно.
С момента своего вступления в должность в мае 2022 года президент Юн участвовал в бесконечной грызне с парламентской оппозицией. Со стороны противостояние напоминало схватку двух баранов из известного стихотворения Сергея Михалкова: глава государства использовал право вето более 100 раз, его оппоненты саботировали принятие госбюджета, 22 раза грозили импичментом.
В итоге, как образно выразился один политический обозреватель, Юн Сок Ёль решил не играть больше в политические шахматы, а огреть соперника доской по голове. Однако переворот провалился и теперь Конституционный суд будет рассматривать это дело: быть ему президентом или не быть. На все про все – 6 месяцев.
Надо отметить, что как таковых по-настоящему патриотических сил в стране нет. Власть и оппозиция в равной степени ориентированы на Вашингтон. Среди них модно устраивать состязание: кто крепче любит дядю Сэма и проигравших не будет, потому что все придут к финишу первыми.
Вызванный внутренними проблемами путч, все же будет иметь и глобальные последствия. Украина договаривалась с Южной Кореей о поставках оружия. Теперь об этом можно забыть. Сеулу будет не до этого еще долго. Польша планирует перевооружить свою армию за счет южнокорейских кредитов южнокорейским оружием, в частности танками. Речь идет о сумме до 30 млрд. долларов. С этим тоже может возникнуть заминка.
Самая больная, пожалуй, тема – пала Сирия. Президент Асад покинул страну и получил убежище в России. Кто будет делить долину Евфрата?
Как отметил на встрече с трудовым коллективом ООО «ПОЖСНАБ» Александр Лукашенко, там такой замес, что это только начало, мне кажется, а сейчас начнется борьба за власть. Президент уехал, власти практически нет. Пришли разные «колонны». И сейчас идет дележка власти. Кто-то кого-то повесил, кто-то кого-то убил, все это продолжается. Кто-то пытается цивильным показаться: мы, мол, не боевики, смотрите, мы в гражданской одежде уже ходим. И так далее. Но в Сирии идет борьба основных мировых игроков.
А мы возвращаемся к тому, с чего начали. Вместо больших политиков на Западе пришло племя политических злобных лилипутов. Наш же Президент живет заботой о стране и продолжает открывать новые горизонты нашей внешней политики. Яркое тому подтверждение – визиты в Оман и Объединенные Арабские Эмираты. Впрочем, сам регион, где расположены эти государства, для Беларуси знакомый. Сотрудничество со странами Аравийского полуострова и Ближнего Востока в целом налажено давно и имеет серьезные перспективы. В программе визитов – встречи и переговоры, в ходе которых основное внимание уделено продолжению и развитию сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, гуманитарной и иных сферах, представляющих взаимный интерес.
Активно в ходе визитов Президента поработали и члены белорусской делегации. В их числе руководители министерств иностранных дел, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия. Они провели серию встреч и переговоров со своими коллегами из этих стран, обсудили совместные проекты, отработали локальные дорожные карты сотрудничества и подписали двусторонние документы.
Как отметил министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков, итоги визитов очень позитивные и направленные в будущее. Вопрос теперь в реализации. Как всегда говорит наш Президент, мало договориться, мало согласиться, подписать что-то. Надо действовать.
Александр Лейчинский