Темы

Каб захаваць спадчыну нашых продкаў

Каб захаваць спадчыну нашых продкаў
Сохранение народных промыслов и ремесел – важное дело. Ты не знаешь, чему удивляться, когда заходишь в Берёзковский СДК, где находится фольклорно-этнографический музей, – то ли вышитым коврам, то ли женским народным костюмам, то ли старинной утвари. В фонде большое множество экспонатов. Представлены не только собранные в Берёзках, но и особенности материальной и духовной культуры Хотимщины из ближайших деревень: история сельского быта, ремесел, земледелия, льнообработки, ткачества, вышивки, обрядов и народного творчества.
Рушники, ступа, ткацкий станок, старинные иконы, самопрялка, чесала, старинные газеты, люлька, деревянный циркуль. А еще об истории деревенского быта свидетельствуют утюги, ухваты, керосиновые лампы, маслобойка, стиральная доска.
Хранителем славной истории хотимской земли является наш фольклорно-этнографический музей, – начал рассказ директор Берёзковского СДК Александр Захаренко. – Здесь мы собираем вещи, изучая которые можно оживить прошлое. Функция музея – сохранить для потомков предметы материальной культуры. Уже 2 года музей находится в агрогородке Березки, а до этого был в деревне Енаполье. И собрал всё это в одном месте житель деревни Берёзки Евгений Савин.
Евгений Васильевич трудится в сельском доме культуры аккомпаниатором, но помимо творческой тематики серьезно интересуется историей родного края. Сам родом из деревни Забелышин, увлекся краеведением еще в детские годы. Музей он стал создавать около 16 лет назад, причем изначально такой цели перед собой даже не ставил:
– Никто меня не просил этого делать, как-то само всё пришло, – рассказывает Евгений Васильевич. – Решил собирать, чтобы не пропало это добро, бережно хранимое жителями деревень Роскошь, Владимировка, Молотовка, Березки, Ельня, Клин и другие. Мои бабушка с дедушкой жили на хуторе в деревне Забелышин. Практически все рабочие инструменты были самодельные. Что-то ломалось, а после складывалось на чердаке дома, я любил туда лазать, играть с самопрялкой, – добавляет собеседник. – Первое, с чего начал собирать, это был старинный утюг, который отдала одна бабушка, сказав: «Бери, деточка, что мне им орехи колоть? Всё равно зубов нет!». Как забрал утюг, так и понеслось. Ещё до Енаполья я работал в музее в Белынковичах художественным руководителем, там мы ходили в Красный поселок, и нашли старинные коврики. Принесли их в музей, постелили – такая красота получилась. Так постепенно и начали собирать. На велосипедах разъезжал по домам. Спрашивал про старинные вещи, кто-то отдавал, а кому-то было жалко расставаться с семейной реликвией.
Односельчане, близкие, знакомые, зная увлеченность Евгения Васильевича и Александра Сергеевича, помогают им, пополняя музей раритетами из заброшенных чуланов, пыльных чердаков и захламленных сараев. Так однажды в коллекции появился первый женский костюм, который принесла бабушка из деревни Советская. На вид скромный, повседневный. Уже давно и хозяйки нет, а костюм есть.
Хочется отметить, что особое место и внимание в музее отводится коллекции женских костюмов. Здесь представлены оригинальные предметы одежды. В начале ХХ века жительницы Хотимского района изготавливали для себя удивительной красоты платья. Уже тогда были доступны различные материалы, но из-за высокой стоимости фабричной ткани ее использовали только для отдельных элементов.
Мастерицы украшали мужские и женские сорочки черно-красной вышивкой. После женщины стали сочетать нити мулине с обычными нитками – рисунок получался очень ярким и не линял от многочисленных стирок. Важный элемент в традиционном белорусском женском костюме занимал фартук. С подросткового возраста девочка в обязательном порядке носила фартук, поскольку он являлся оберегом женского лона. Первое, что начинали ткать и вышивать девочки в свой костюм был фартук. По тому, как был соткан или вышит фартук, судили о художественных способностях и мастерстве девушки, будущей невесты, жены, хозяйки. Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневном костюме, но и являлся обязательным элементом праздничного костюма.
Продолжая знакомство с еще одной реликвией, Евгений Васильевич показал ритуальную мужскую рубашку со «святочным» орнаментом, в которой мужики выходили на первый покос. Есть и менее примечательная, но не менее важная вещь мужского гардероба – рубашка «дерюга», её отдала жительница деревни Клин. Название вещи говорит само за себя, ведь она, как в народе говорили «драла кожу», оттуда и название. Льняные изделия ранее обладали необычайной стойкостью материала, поэтому и сейчас рубашка выглядит совсем как новая.
 – Летопись нашего края несут и рушники – каждый имел свой орнамент и своё предназначение. В каждом селе и ткали рушники. Это не удивительно, ведь они носили ритуальный характер. На первый взгляд может показаться, что все они  одинаковые. На самом деле – рисунок рушника никогда не повторяется в точности. Да и не возможно было это сделать, – рассказывает Александр Сергеевич. – Во-первых, каждый рушник – это единичное изделие ручной работы , а во-вторых, в семье их было несколько десятков и предназначались они для различных случаев жизни. Орнамент должен был соответствовать назначению. Хранятся в музее свадебные рушники, на которых изображали дубовые листья с желудями, символизирующие мужество, мужскую силу и мудрость.
Сотрудники музея находятся в постоянном поиске новых открытий, материалов, экспонатов. Часто выдвигаются в экспедиции по ближайшим деревням. В заброшенных домах находят много чего удивительного. Одна из последних находок: маленькое девичье платье, которое в дар музею подарила местная жительница. Мастер такой редкой вещи – Щепилина Евдокия. Некогда она изготовила платье для внучки, а теперь такая красота храниться в музее. Нашли и деревянные чемоданы, с которыми вернулись односельчане с войны. Ценным экспонатом является столетняя самодельная гармошка, её оставили хозяева на чердаке в деревянном чехле. Сейчас портрет мужа и жены этой вещи висит на самом видном месте в музее. Когда-то хозяин играл на гармошке в клубе, а жена била в бубен. Вот такая связь поколений.
– Многие экспонаты и выставки требуют постоянной основы. Почти на всё 2-3 экземпляра. Но основная проблема нашего музея, как и многих других, – ограниченность площади. Жители предлагают нам предметы мебели, но нам их некуда ставить. А так хочется сохранить, чтобы было, чтобы молодое поколение знало историю, видело и могло потрогать. Радует глаз, когда на экскурсии маленькие детки рассматривают старинные вещи, спрашивают, интересуются. Как-то девочка, заприметив, деревянную люльку, спросила «Что это за корыто?», а я ей и объяснил, что раньше в таком приспособлении колыхали малышей. Конечно, сейчас они такого ни в одном доме и не увидят. С особым интересом дети меряют лапти, не понимая, как это так люди раньше их носили. Вот поэтому важно рассказывать и показывать. Ну а для начала все эти вещи нужно найти.
Признаюсь, что, побывав в фольклорно-этнографическом музее в Берёзках, почувствовала то, с какой любовью к своему краю, своим предкам собирался и создавался этот музей. Есть такое высказывание «Глаза умеют говорить», так вот в глазах этих двух мужчин я увидела бескрайнюю любовь к своему делу. Любой желающий может это проверить, если не поверит мне на слово. Отправляйтесь туда. У самого порога вас радушно встретят и начнут рассказ о жизни наших предков. Кто-то только узнает, а некоторые вспомнят, что такое кут, и почему на «святочном» столе не ели, откуда брался хлеб, и как делали нитки, а после пряли и шили одежду, покрывала, ковры наши прабабушки. Посмотрите альбом с портретами мастеров, давших в дар музею вещи. Посидите на самодельной старинной табуретке за круглым столом, некогда собиравших всю большую чью-то семью. Поверьте, вы не останетесь равнодушными и захотите вернуться туда снова. Ведь музей работает для того, чтобы, как сказал Евгений Васильевич, «Захаваць спадчыну нашых продкаў».
Юлия ФРОЛОВА.
Фото автора

Последние новости

Актуально

Единый день безопасности прошел 26 сентября

26 сентября 2024
Читать новость
Актуально

На политической карте Хотимска появилась новая партия

26 сентября 2024
Читать новость
Актуально

Три единицы

26 сентября 2024
Читать новость
Актуально

Сегодня. 26 сентября. День города. День освобождения Хотимского района от немецко-фашистских захватчиков

26 сентября 2024
Читать новость
Актуально

Огонь, который пожирает: пожары в экосистемах – угроза для природы и людей

26 сентября 2024
Читать новость
Актуально

27 сентября состоится празднование освобождения Хотимска от немецко-фашистских захватчиков. Анонс мероприятий, посвящённых Дню города

25 сентября 2024
Читать новость