Лучший результат – чистые тарелки: пилотный проект по питанию в самой большой школе Могилевской области
В Могилеве учащиеся самой большой в регионе средней школы №45 начали третью четверть с нововведений, связанных с работой школьной столовой и новым меню. Учебное заведение стало участником пилотного проекта по питанию Министерства образования, и теперь здесь апробируют передовые подходы, а также собирают мнения и пожелания детей и родителей относительно эффективности их внедрения. Для ребят изменилось количество приемов пищи, сместилось время обедов и полдников, сами блюда стали еще аппетитнее, а меню более разнообразным. Корреспонденты БЕЛТА побывали в школьной столовой и изучили вкусовые предпочтения учащихся, а также поинтересовались у руководства школы, какие нюансы предполагает сам проект.
Приходим в школу к 10.30, теперь в это время здесь начинается первый прием пищи у младших школьников. Столовую находим не только по переливам детских голосов и звону посуды, но и по аппетитному запаху только что приготовленной еды – как говорится, с пылу с жару. Ребята сосредоточенно разделывают на своих тарелках картофельные оладьи с мясом и хрустящей зажаренной корочкой, щедро политые густой сметаной. По набитым вкуснятиной щекам и довольным улыбкам видно, что малышам действительно вкусно. В подтверждение на столах остается чистая посуда: уговаривать детей съесть еще кусочек нет необходимости.
“Дети кушают с большим аппетитом, заставлять никого не надо, – отмечает учитель начальных классов Наталья Михальченко, которая привела в столовую свой 5 “А”. – Самое главное, что после таких плотных обедов они сытые. Время приема пищи также выбрано очень подходящее: если с самого утра некоторым трудно съесть даже маленький кусочек, то уже после нескольких уроков аппетит нагуливается сам собой. Раньше они любили перекусывать в буфете, а сейчас наедаются досыта в столовой и не чувствуют голода почти весь день. Плюс – обеды стали более питательными. Это очень важно, ведь ребенок должен быть сосредоточен на усвоении учебного материала, а не на мыслях, когда можно будет купить что-нибудь поесть. Питаемся по-новому уже четвертый день, и, признаюсь, меню выглядит очень аппетитно. Я бы сказала, что все приготовлено по-домашнему вкусно, эти изменения только радуют.
По словам директора СШ №45 Владимира Матиевского, перестроить систему питания более чем для 2,6 тыс. учащихся было не просто. Пилотный проект только запущен, однако уже есть ряд вопросов, которые необходимо учитывать для его дальнейшей реализации. “В первую очередь такой подход вызвал интерес тем, что улучшает меню для наших детей, и это важный момент, – подчеркнул руководитель. – Действительно, одни блюда у школьников идут очень плохо, а другие уходят на ура. Если соблюсти баланс интересов здорового питания и вкусовых предпочтений учащихся, то конечный результат будет оптимальным для всех. Проект длится 4 месяца – с января по апрель. Спустя это время будут подведены окончательные итоги и принято решение для всей страны. Поэтому важно понять на таких крупных объектах, как наша школа, как организовать работу по перестройке системы школьного питания. На будущее это станет хорошей подсказкой всем учреждениям среднего образования, которые примут нововведения с сентября”.
Радикально скорректировать меню сложно, но возможно, сразу предупреждает Владимир Матиевский. Отдельные блюда будут уходить из ежедневного рациона учащихся, другие, наоборот, – получат первоочередное место на столах школьной столовой. В перспективе это позволит охватить питанием практически 100% детей. Такой вариант будет очень удобным для родителей, не все из которых могут сейчас проконтролировать, подкрепился ли ребенок дома перед выходом в школу. “Если ребенок сидит на уроках в полуголодном состоянии, какой из него будет ученик и о какой успеваемости можно будет говорить? – задаются вопросом в администрации учебного заведения. – В этом случае важно общее питание всех учащихся школы. В том числе детей, нуждающихся в диете, – разработка меню для них потребует отдельного внимания”.
Директор признается, что первые два дня пробного питания были очень сложными, особенно для персонала столовой, ведь за раз нужно накормить около 450-500 учащихся. И вопрос был не только в том, чтобы все вовремя приготовить, но и скоординировать потоки детей, накрыть на столы, а затем убрать за ними и вымыть посуду. К третьему дню система была усовершенствована и дела пошли на лад без сбоев и накладок.
“Сейчас приемы пищи стали происходить позже: раньше они начинались в 8.40 утра – вторые классы шли кушать уже после первого урока, – уточнил Владимир Матиевский. – На сегодня для первой смены приемы пищи проходят в несколько потоков и начинаются в 10.15, 10.20, 10.30. Мы специально сделали такие промежутки времени для того, чтобы ослабить напряжение на работников столовой. После 20-минутного перерыва кушать приходят первые классы, которые начинают обед в 11.05. Затем у них продолжаются уроки, идет тихий час и лишь потом полдник. К слову, полдники стали дороже: цена возросла практически в два раза до Br1,5. Вместе с тем объем этого приема пищи усложнился по насыщенности. Это тоже важно, поскольку полдник получился полноценным. От этого дети только выиграли. Вторая смена приема пищи начинается в 14.45, сначала кормим 3-и и 4-е классы. В 15.45 двумя волнами питаются 6-е и 7-е классы”.
Существенные корректировки претерпело школьное меню. С началом участия в пилотном проекте только салатов в столовой изменилось около 50%, а вторых блюд и вовсе все 70%. И это действительно много. По первым приемам пищи стало ясно, что отдельным блюдам точно не будет места на школьном столе. “Мы взвешивали отходы после приемов пищи. Так, до начала эксперимента по некоторым блюдам отказ составлял на выходе до 40%, сейчас после корректировки меню он не превышает 10-15%, – отметил директор. – Есть и такой момент, что одна и та же еда по-разному воспринимается школьниками разных возрастов. Если старшие классы сдают тарелки практически чистыми, малыши могут даже не притронуться. Имеет место и способ приготовления. Например, рыбу под овощами школьники съедают с гораздо большим удовольствием. Есть и любимые всеми блюда. Так, когда на полдник младшим классам принесли блинчики с шоколадом, дети не только все съели, но с восторгом и детской непосредственностью даже облизали тарелки”.
В школе рассчитывают, что к концу первого месяца система будет отработана и уйдут определенные сложности, которые в том числе связаны с материальной базой. Сейчас идет закупка дополнительной мебели в столовую для увеличения количества посадочных мест, предусмотрено приобретение технологического оборудования благодаря поддержке городской администрации. В ближайшее время в школе дополнительно появятся 7 тележек для развоза продуктов, их приобретут собственными силами. Все это снимет напряжение в организации питания, ведь интенсивность труда работников столовой резко выросла, особенно на раздаче.
К слову, мнения родителей по питанию детей будут собираться в конце первой недели работы пилотного проекта, когда в учреждении будет выстроена четкая система. Однако если кто-то из них уже готов высказаться на эту тему, на входе в школу установлен специальный почтовый ящик. Предложения туда можно опустить в любое время. В школе учтут пожелания каждого, ведь задача у всех одна – сформировать оптимальное меню, блюда которого будут максимально вкусны и полезны для всех учащихся.
Немаловажна роль учащихся в реализации и совершенствовании нового проекта, ведь именно для них вводятся эти изменения. В школе создана специальная комиссия ученического контроля по школьному питанию. Она изучает мнения учащихся через непосредственное общение и анкетирование. Конечно же, своим сверстникам ребята охотнее расскажут, какие замечания по питанию необходимо учесть в первую очередь. Вместе с дежурными представители комиссии также находятся в столовой и наблюдают, как проходит процесс приема пищи. В скором времени появится группа в одном из мессенджеров, где ежедневно будет проводить опрос по предложенному дневному меню.
“В топ самых нелюбимых школьниками блюд вошли тушеный картофель, перловая каша и молочный суп – именно такой результат показало наше анкетирование, – говорит учащаяся 10 “Б” класса Екатерина Роговцова. – Ребята голосовали за борщ и щи – это как раз тот вариант первых блюд, которые мы все хотели бы видеть в своем меню. Среди самых желанных обедов учащиеся всех параллелей также указали пельмени. Сейчас поменялись блюда, поменялось время приема пищи – во всем учитывается мнение ребят. И эти изменения только к лучшему. Хочется, чтобы всем было вкусно и сытно, поэтому сейчас мы как комиссия ученического контроля очень ответственно собираем каждый отзыв о новой системе организации школьного питания”.
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.