Необычный праздник отмечается 14 марта – Международный день рек.
Он берет свое начало с 14 марта 1998 года. В этот день прошло 50 акций протеста против загрязнения водных артерий в 20 странах мира, позднее к акции присоединилось много других стран.
Инициатором праздника стала экологическая организация «Международная сеть рек». Ее предложение поддержали на Первой международной конференции против строительства крупных плотин, которая прошла в марте 1997 года в Бразилии.
Вернее будет назвать этот день акцией в защиту природы от загрязнения.
В этот день организуются тематические конференции, семинары, просветительские лекции. Проводятся слушания о сокращении загрязнения водных артерий. В образовательных учреждениях говорят о мерах бережного обращения с природными ресурсами. Чествуются деятели, которые внесли весомый вклад в защиту рек. Законодатели предлагают механизмы совершенствования международного права. Устраиваются акции экологических организаций. Проходят акции протеста против загрязнения водных артерий. Средства массовой информации транслируют художественные, документальные фильмы о природе.
Зачастую о крупных реках мира мы знаем больше, чем о маленьких речушках своего края. Но именно эти реки имеют богатейшую историю.
Главной рекой Хотимского района, занимающего крайнее восточное положение Могилевской области и Республики Беларусь является река Беседь.
Река Беседь левый приток реки Сож (бассейн Днепра) протекает в России и Республике Беларусь. Общая длина реки — 261 км.
Исток реки Беседь находится на юге Смоленской области в 2,5 километрах от северной окраины деревни Беседка Ершичского района Смоленской области.
Устье реки Беседь, при впадении в реку Сож, в 30 км выше Гомеля.
В пределах Ершичского района Смоленской области от истока до границы Республики Беларусь длина реки 22 км, самая большая протяженность Беседи приходится на Хотимский район Могилевской области 101,2 км, далее по Костюковичскому району Могилевской области, 54 км по Брянской области несет свои воды к устью, и вновь течет по Белоруссии, впадая в Сож.
Река Беседь – главный водный поток на крайнем востоке Республики Беларусь.
Если посмотреть в словарь, то можно увидеть много трактовок названия реки – Беседь. И каждая версия названия интересна по – своему.
Летом этого года, совершив поход к истоку реки в Ершичский район, от местных жителей мы узнали еще одну, и кажется, самую интересную и правдоподобную.
Известно из курса истории, что Смоленское княжество достигло особого расцвета при князе Владимире Мономахе и его внуке князе Ростиславе, правившем княжеством с 1127 по 1159 год. В этот период возник город Рославль, игравший важную роль и в жизни населения ершичского края. Между смоленскими и черниговскими князьями велась долгая борьба за право владения землями северного Посожья.
Летописцы 8-10 веков упоминают реки Сож, Остер, Ипуть, Беседь и их многочисленные притоки. Вот древний летописец пишет: «Путь проходил вверх по Ипути, а оттуда волоком в левый приток Беседи, от деревни Бродок, а дальше беспрепятственно проехать к среднему Востру и далее во Мстиславль».
Реки играли в жизни наших предков огромную роль. Древние племена селились на берегах рек, озер. Реки служили источником воды, пищи, и путями передвижения, помогали в ведении сельского хозяйства.
А еще берега рек были местами охоты. Так вот, местная легенда гласит, что к заболоченному истоку маленькой речушки приезжал охотиться князь Ростислав. Для отдыха и трапезы князя была сооружена беседка. Вблизи беседки возникла маленькая деревенька Беседь, а в 2,5 километрах выше истока речушки также возникла деревня Беседка. Среди местного населения ее называют Бесёдка.
К сожалению, история возникновения деревни жива, а вот самой деревни уже нет.
Среди заброшенных домов несколько на летний период используются под дачи и пасеку.
И все же, нам повезло, погода помогла дойти до истока Беседи.
Мы держались к болотистому понижению и совсем скоро, перед нами оказался ручей, берега которого действительно сильно заболочены, заросли осокой, лозником, таволгой, ольховыми деревьями, крапивой, малинником.
Мы «пробирались» через лес к низовью ручейка. Но наградой нам было то, что нигде с пути не сбились и дошли до цели, где берет начало из болотной заводи – ручеек, который формируя русло, течет среди этих зарослей. Это и есть наша Беседь. Оказывается выражение «распирает от радости и гордости» может испытать каждый человек. Мы его тоже на себе испытали. Исток Беседи мы нашли.
На реке Беседь расположилось село Кузьмичи, местные жители называют тысячелетним. В последние годы благодаря усилиям монашеской общины село заметно ожило:от реставрирован старинный храм, строится гостиница для паломников, возродилась традиция осенних ярмарок.
Поселение основано в X веке. Местные жители гордятся тем, что селу тысяча лет. Правда это или нет – доподлинно неизвестно, тем не менее село считается одним из старейших населенных пунктов в Смоленской области. Селом Кузьмичи стали в 1748 году, после того как был построен деревянный храм во имя мучеников Сергия и Вакха, до этого времени здесь была деревня Кузьмичи, входившая в состав Зиборской волости Брянского уезда. Владел деревней князь Кантемир, на его средства и была возведена церковь.
В 1859 году рядом со старой деревянной церковью крестьяне окрестных деревень на деньги помещика Андрея Челищева построили каменный храм в честь Вознесения Господня, существующий и поныне. Иконостас и иконы выполнены в конце XIX – начале XX века. 30 декабря 1940 года Вознесенская церковь была закрыта и отдана властями под культурные цели. После Великой Отечественной войны храм был вновь открыт и больше уже не закрывался.
В Кузьмичах Беседь принимает маленькую речушку, скорее ручеек с интересным названием Невплюх и русло становиться более широким.
Далее река течет по Беларуси, по Хотимскому району Могилевской области.
Первая деревня трансграничная – Тихань. Тихань не случайно имеет такое название. Спокойное удаленное место с красивой природой. Тихое место при слиянии речек Беседи и Ректы и стали называть Тихань.
К сожалению, Тихани как и Беседки тоже нет. Разъехались последние жители.
Если вам посчастливится оказаться на месте бывшей деревни, вы увидите сохранившийся парк, который был частью панской усадьбы.
Этот сохранившийся парк у любого краеведа вызовет особый трепет и интерес. Здесь находилась усадьба пана Бишевского.
Дом не сохранился, а вот парк остался, как хранитель истории он вызывает восхищение, поражает своей мощью.
Усадьбы это не только блеск светских культур среда сочетаний культурных, духовных и интеллектуальных ценностей, но и визитные карточки их владельцев, родов. И, конечно же, усадьбы являлись развитыми хозяйственными комплексами.
Славную историю хранит криница «Попов колодец». Издавна на белорусской земле жизнь бурлила там, где журчала вода. Конечно, сейчас блага цивилизации дошли даже в самые отдаленные уголки. Однако мудрые люди знают: к естественным водным источникам нужно относиться как к дару Божьему. Поэтому потихоньку родники в Могилевской области начали обустраивать и освящать. Такой источник возродили на Хотимщине.
Называют эту криницу «Попов колодец».
Когда-то на этом месте была Преображенская церковь, а священник Павел Цитович был одним из подвижников православной веры на этих землях. Он же был первым священнослужителем Свято-Троицкого собора в Хотимске.
Его сын Григорий в 1871 году по инициативе и благословению отца открыл в Хотимске церковно-приходскую школу.
Криницу, этот уникальный уголок в природной среде благоустроили, теперь сюда приезжают люди не только из нашего района, но и других регионов.
В черте Хотимска в Беседь впадают левые притоки Ольшовка и Жадунька.
Воду белорусских рек собирают два морских бассейна: Черного и Балтийского морей. К теплым южным водам стремится Днепр, забирая на своем 700-километровом пути через Беларусь 58% всех ее речных запасов, в том числе и воду трансграничной Беседи, левого притока Сожа.
Галина Беликова
директор государственного учреждения образования
«Средняя школа №1 г.п. Хотимска»,
учитель географии