Мимолетная леди. Великобритания отправила Лиз Трасс в отставку, под вопросом и власть консерваторов
Британский премьер-министр Лиз Трасс 20 октября подала в отставку. Ей хватило пяти недель на то, чтобы углубить политический и экономический кризис, в который Великобритания погрузилась после решения покинуть Евросоюз. Правительство Трасс трещало по швам, и отставка премьера была лишь вопросом времени, пишет ВВС.
За пять недель Трасс лишилась двух ключевых министров в своем правительстве, поддержки парламентской фракции и электората. Ее рейтинг едва дотягивает до 15% – это ниже, чем у любого из британских премьеров в современной истории. Хуже того, ее план реформ в духе Brexit поставил под угрозу финансовую стабильность, пенсионную систему и экономику Великобритания в целом.
Теперь под вопросом и власть Консервативной партии, правящей страной уже более 12 лет. Ведь, если посчитать, за минувшие четыре года в стране сменились три премьер-министра, а за последние четыре месяца – четыре министра финансов. Это уже хаос, ведь глава Минфина (он же канцлер) – правая рука премьера, главный министр правительства.
Дерзкая ставка и скорая отставка
С самого начала Трасс заручилась поддержкой крайне правого крыла парламентской фракции Консервативной партии, выступающего за жесткий Brexit, полное дерегулирование экономики, сокращение налогов и социальных расходов.
Трасс представила свой экономический план именно в этом ключе. Он предусматривал снижение налогов для богатых, отмену запланированного повышения налогов на бизнес и поддержку населения деньгами в ответ на рост цен на свет и отопление.
Радикальный план Трасс стоил стране примерно четверть триллиона фунтов, однако ни она, ни ее министр финансов Квази Квартенг не сообщили, откуда возьмут деньги. Пообещали рассказать в конце ноября.
Среди тех, кто вкладывал деньги в британскую экономику, началась паника. Перспектива быть кредитором страны с дырой в бюджете в четверть триллиона фунтов распугала инвесторов. План Трасс-Квартенга вместо процветания вел страну к краху, и надо было что-то делать.
Трасс сначала отметала все претензии и отвечала лозунгами из трех слов. Буквально: “Рост, рост и рост”. Или: “Сделаем, сделаем, сделаем”.
Не помогло. Пришлось принести жертву. Жертвой стал тот самый министр финансов Квартенг, которого Трасс отправила в отставку на прошлой неделе. Снова не помогло.
И пресса, и депутаты парламента задавали Трасс один вопрос: почему вы еще тут?
“Полный бардак”
После отставки Квартенга события стали развиваться стремительно. На место уволенного министра финансов был назначен Джереми Хант, еще недавно выступавший против Трасс в партийной гонке за премьерский пост. Несмотря на статус чужака и новичка, он немедленно подвинул премьера и полностью переписал ее программу.
Все объявленные реформы Трасс отправились в корзину. Снижение одних налогов, отказ от повышения других и даже поддержка населения перед лицом невиданных счетов за газ и свет были полностью или частично отменены. Более того, Хант не исключил дальнейших перемен, ровно противоположных либертарианскому курсу Трасс.
Такого еще не было в истории британской демократии, чтобы действующий премьер пришла к власти, объявила новый курс, но ей немедленно дали по рукам и отменили все начинания.
Именно поэтому оппозиция 19 октября во время отчета Трасс перед парламентом неоднократно интересовалась: если все, с чем премьер пришла во власть, отправилось в шредер, а первую скрипку в правительстве играет не она, а канцлер, почему Трасс до сих пор не подала в отставку? Премьер же отвечала в том духе, что народ страдает и не время менять коней на переправе. Оппозиция громко смеялась в ответ.
Не успели закончиться дебаты в парламенте, как второй ключевой министр правительства, Суэлла Браверман подала в отставку с поста главы МВД. Официально – за слив закрытого правительственного документа с личного мобильного телефона. Но из прошения об отставке стало ясно, что даже ближайшие идеологические соратники Трасс покидают тонущий корабль.
Будучи уже экс-министром внутренних дел, Браверман прозрачно намекнула, что Трасс самой пора на выход, потому что нужно признавать ошибки и “нельзя делать вид, что мы не ошибались и все волшебным образом как-нибудь само собой исправится”.
“Это полный бардак”, – передал общее настроение экспертов один из руководителей исследовательского центра Eurasia Group Мидж Рахман.
“Главнейшая задача властей сейчас – восстановить экономическую стабильность. Они лишь на полпути. Теперь нужно: Первое. Избавиться от Трасс…” – составил он свой план действий, в котором еще три пункта: выборы нового лидера тори членами фракции, а не всей партии, новый сбалансированный бюджет и восстановление единства в полной противоречий Консервативной партии.
При чем тут Brexit?
Отставка Трасс – логическое продолжение проекта развода Великобритании с Евросоюзом.
Благодаря единому экономическому пространству Соединенное Королевство за 40 лет превратилось из “больного человека Европы” в развитую экономику и ворота для инвестиций в ЕС. Однако в последнее десятилетие рост благополучия остановился.
За 12 лет правления консерваторов Великобритания пережила масштабное сокращение расходов в социальной сфере, “нет” на референдуме о независимости Шотландии и “да” на референдуме о выходе из ЕС.
Brexit поставил крест на карьере затеявшего референдум премьера Дэвида Кэмерона. Ему на смену партия тори выбрала Терезу Мэй. Она попыталась разрешить главный вопрос Brexit: как распрощаться с ближайшим и самым богатым рынком, при этом не обеднеть и не допустить раскола страны ввиду отсутствия границы между Северной Ирландией (частью Соединенного Королевства) и республикой Ирландией (членом ЕС).
Мэй выбрала единственно доступный вариант – “полубрексит”. Это предполагало, что Великобритания остается в таможенном пространстве ЕС, чтобы избежать морской границы с Северной Ирландией. Однако такой вариант не устроил консерваторов, и на смену Мэй выбрали идеолога и лицо Brexit Бориса Джонсона.
Новый премьер согласился проложить таможенную границу по морю между Северной Ирландией и остальной Великобританией, представил это как окончательное решение вопроса с Brexit, выиграл выборы и обеспечил тори солидное большинство в парламенте до 2024 года. А само слово Brexit пропало из британского политического лексикона.
Однако проблемы никуда не делись. Со временем стало ясно, что предложенный Джонсоном вариант не работает, а провести новые переговоры с ЕС не получается. Обещанные дивиденды от Brexit никак не поступали, страна беднела. По расчетам Economic and Social Research Institute, Brexit привел к сокращению торговли Великобритании с ЕС на 20%.
В настоящее время в Соединенном Королевствстве наблюдается низкая производительность труда, быстрая инфляция и медленный экономический рост. Объем британской экономики по-прежнему на 0,2% ниже, чем был до пандемии, тогда как в еврозоне – на 1,8% выше, а США и вовсе восстановились еще прошлой зимой.
Избиратели ощущают это на себе. Согласно прогнозу Банка Англии, в ближайший год гражданам страны светит крупнейшее падение уровня жизни за всю 60-летнюю историю таких расчетов. Согласно расчетам британского научного центра Resolution Foundation, страна стоит на пороге крупнейшего повышения налогов с 1993 года, и это не конец. Правительству придется сократить расходы на школы, больницы, полицию, ремонт дорог, доступное жилье и социальные пособия.
До отставки Трасс планировалось, что новый канцлер Хант объявит срочный план экономии 31 октября. Он должен был рассказать, кому и где придется снизить расходы, меньше есть и реже топить. Теперь же трудная задача вернуть страну на путь процветания стоит перед всей Консервативной партией.
События последних недель и действия Лиз Трасс поставили одну из самых развитых стран планеты на грань социального, политического и экономического коллапса. Трасс пыталась подражать Маргарет Тэтчер. “Железная леди” была у власти десять с лишним лет. Для Трасс даже десять недель на посту премьер-министра Великобритании могли бы стать достижением, заключает ВВС.