Инна Гракова, воспитатель детского сада а/г Березки: “Мы не работает, мы живем. Я живу своей работой”
Я іду па жыццёвай сцяжынцы смела,
Не бачу ні ў чым перашкод.
Хочаш прама, направа, налева –
У маім лёсе нямала дарог.
А бліжэй мне да сэрца тая,
Дзе прытулак знайшла здаўна.
Я педагог, я цверда знаю,
Што шукала, тое знайшла.
(Іна Гракава, выхавальнік дзіцячага сада а/г Бярозкі)
Что нужно женщине для счастья? Непременное условие – уютная семейная гавань, где каждая из них черпает силы в любви и заботе близких. Однако в современных реалиях не менее важно найти дело по душе и самореализоваться на рабочем месте. У Инны Граковой из агрогородка Березки все это есть.
«Все начинается с любви…» – с этого всесильного, всеобъемлющего человеческого чувства, благодаря которому люди продолжают свой род, совершают подвиги, исцеляются от недугов, – продолжает мою мысль Инна Леонидовна. – Считаю, что именно с любви начинается и настоящая, приносящая плоды, педагогическая деятельность. Поэтому своим коллегам адресую слова Конфуция: «Занимайтесь любимым делом – и у вас не будет ни одного рабочего дня».
Адресовал бы эти слова не только педагогам, но и ко всем нам, занимающимся в различных сферах народного хозяйства.
Прежде, чем приступить к рассказу о нашей героине (не очень люблю употреблять это слово, напоминает штамп, но ничего лучшего на ум не приходит), небольшая ремарка. Нередко люди, о которых собрался рассказать на страницах районной газеты, меня спрашивают: «Почему он (она), а не кто-то другой? Почему именно сейчас?». Задала его и Инна Гракова. Действительно, как бы логичнее было рассказать о ней по итогам завершившегося вчера конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года», где она выступала в номинации «Воспитатель дошкольного образования». Когда вы читаете этот номер «ШК», результаты конкурса известны, а материал готовился за несколько дней до этого, а замысел автору подсказало действо из торжественного собрания в РЦК еще в октябре прошлого года, посвященное профессиональному празднику – Дню учителя. На нем воспитатель детского сада а/г Березки Инна Гракова за многолетний добросовестный труд награждена Почетной грамотой районного исполнительного комитета. Тогда ее имя и появилось в моем блокноте.
Аргументом в пользу выбора послужило и то, что, на мой взгляд, сельчане менее заметны в информационном поле, чем городские. Уж извините, может это субъективное мнение, но в деревне самая скромная категория людей. Допускаю, что это мои возрастные пережитки. Тем не менее.
Скажу откровенно, я не ошибся в своем выборе, как говорится, попал в «десятку». Умная, интересная, рассудительная собеседница.
– Инна Леонидовна, расскажите о себе, как пришли в профессию?
– Родилась в деревне Тростино, там же окончила школу. Затем поступила в Могилевское педучилище. Выбор профессии трудным назвать не могу. С детства куклы, игры. Сначала мечтала стать учителем, но, по прошествии десятилетий, нисколько не жалею, что в жизни произошла корректировка моих планов. Я нашла себя в этой профессии, которой отдала более тридцати лет, причем на одном месте. Дети тянутся ко мне, и моя душа всегда будет рваться сюда.
Когда начинала воспитателем в далеком 1991-м, в детском саду было три группы, около 70 деток. Сегодня у нас 19 детей, по нашим оценкам в ближайшие лет пять количество может чуть-чуть сократиться. На первых порах волновалась: справлюсь – не справлюсь. Спасибо коллективу, поддержали, что очень важно для молодых специалистов. Галина Ивановна Таранова, Светлана Ивановна Садовникова, Наталья Михайловна Жарикова научили всему тому, что я сейчас знаю.
– Не скрою, обговаривая время нашей встречи, я попросил заведующую Татьяну Николаевну Гавриленко вкратце, насколько это возможно, охарактеризовать вас. Главное, что я понял: вы в своей работе не стоите на месте, всегда стараетесь идти вперед. Инициативная, ответственная, участвуете в конкурсах, причем, работы пишете только на белорусском языке.
– Хотите спросить, почему я это делаю? Каждые три года в районе проходят конкурсы «Учитель года». Несколько раз принимала в них участие, в этом тоже (наш разговор состоялся 18 января, авт.). После последнего конкурса думала: все, больше не буду участвовать. Проходит время, появляются новые наработки и я вновь хочу увидеть как работают мои коллеги, сравнить, чему-то поучиться, внедрить в нашем детском саду.
Что касается белорусского языка, то в первую очередь надо, чтобы было свое желание. Во-вторых, с благодарностью вспоминаю Михаила Алексеевича Ласовского, краеведа Хотимщины, библиотекаря Тростинской библиотеки, его жену Галину Павловну. Общение с ними, чтение книг на белорусском языке – это здорово повлияло на мою привязанность к родному языку.
– Назва тэмы вопыту, з якім вы выступаеце на конкурсе, гучыць так: «Фарміраванне грамадзянскасці і патрыятызму ў дзяцей старшага дашкольнага ўзросту пасродкам выкарыстання мультымедыйных прэзентацый». Чаму вы звярнуліся да гэтай тэмы?
– У параўнанні з традыцыйнымі формамі навучання дзяцей старшага дашкольнага ўзросту мультымедыйныя прэзентацыі – гэта ўнікальны і найбольш сучасны на сённяшні дзень спосаб прадстаўлення інфармацыі.
Зыходзячы з назіранняў, гутарак з выхаванцамі, зрабіла выснову, што ў дзяцей недастаткова сфарміраваны ўяуленні пра краіну, у якой яны жывуць, звесткі пра дзяржаўныя і народныя святы, прыроду роднага краю павярхойныя і недакладныя. Падчас узаемадзеяння з законнымі прадстаўнікамі выхаванцаў выявіла, што большасць бацькоў не ў поўнай меры ўсведамляюць значнасць фарміравання грамадзянскасці і патрыятызму, у іх няма магчымасці наведаць славутыя мясціны нашай краіны.
– Инна Леонидовна, сегодня посмотрел на ваших деток. Мне кажется, что на снимке в последнем номере «ШК» за прошлый год одной из ваших девочек заместитель председателя райисполкома Николай Хучев вручает подарок. Это так?
– Ошибки нет. Там было театрализованное представление, а перед этим вручались награды победителям районных, областных, республиканских конкурсов, спортивных соревнований, предметных олимпиад. Среди них и наша Варя Казимирская. В республике раз в три года проходит конкурс исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь». В 2022 году мы с Варей в областном туре заняли 3-е место. Такого же успеха тремя годами ранее добились с Миланой Гурковой с работой «Лянок блакітнавокі».
– Последний вопрос, связанный с работой…
– …Я бы сказала чуть-чуть иначе, хотя это и не отменяет слово «работа». Мы не работаем, мы живем. Я живу своей работой.
– Если я правильно понял, вас включили в состав областной группы экспертов по учебникам. Педагог-эксперт. Кто этот человек и чем, в связи с этим, вы должны заниматься?
– Для этого надо возвратиться к тому моменту, когда в прошлом году решила получить высшую категорию. Судя по всему, у меня это хорошо получилось и областная комиссия включила мою кандидатуру в экспертную группу, состоящую, если не ошибаюсь, из девяти человек. Это большая ответственность. В старшей группе мы работаем по учебникам, которые проходят лицензирование. Лично я включена в группу, которая работает по учебнику «Падрыхтоўка для навучання грамаце». Веду дневник наблюдений, в мае сделаю отчет, внесу свои предложения, потом будет окончательное обсуждение и вывод.
– Инна Леонидовна, от детского сада перейдем к личному.
– Я – счастливая жена, счастливая мать троих сыновей, счастливая бабушка. На морях с мужем не бываем, люди домашние: семья, лес, речка. Если и едем в гости, то обязательно в тот же день возвращаемся домой. Любим посещать «Голубую криницу» в Славгородском районе. Люблю почитать и перечитать ранее прочитанные книги. Критически отношусь к своим действиям, если надо – переделаю по новому. Меня это не пугает.
Александр Лейчинский, фото автора