Темы

Маленькая деревенька Буда: жизнь продолжается …

Маленькая деревушка на землях Забелышинского сельского совета – Буда. К ней ведёт извилистая дорога, усыпанная в послеобеденное время тонким слоем снега. Путь журналиста лежит именно туда. На подъезде к деревне невозможно найти даже дорожного знака, который бы свидетельствовал о том, что здесь ещё теплится жизнь. От былой, раскинувшейся десятками домов деревушки, почти не осталось следа. Бывшая некогда оживлённой, она доживает свой век. Разрушены дома, но больше не от старости, а от заброшенности, от того, что вот уже десяток лет как они остались без заботливого хозяина, бережно их хранившего. Не видать и былых садов, огородов – всё забирают себе заросли хмызняка. Но в одном окошке всё ещё загорается свет, продолжается жизнь. В этой маленькой деревушке, практически исчезнувшей с карты района, живут две сестры: Мария и Татьяна Прялкины, чья судьба и жизнь уже неразрывно связаны с Будой, с их любимой родной сторонкой.

Справка «ШК»:
Буда – деревня Забелышинского сельского совета. Находится за 24 км от Хотимска и 49 км от железнодорожной станции Климовичи на линии Кричев–Сураж. Поселение основано на месте временной будки (буды), старожки, поэтому и получило такое название. Известна с 18 века. В 1799 г. Старая Буда насчитывала 35 дворов, 180 жителей. В 1850 году здесь основана сукновальня. В 1880 году – 32 дома и 159 жителей.
Рядом со Старой Будой находилась деревня Буда-1и 2 хутора с названием Буда.
В 1909 году деревня Старая Буда насчитывала 28 дворов и 217 жителей. В 1975 году к деревне Старая Буда присоеденены Новая Буда и Городок. Переименованы в Буду.
* * *
Небольшой домик в самом начале деревни, рядом колодец-журавль, здесь же маленькая собачка, громким лаем защищающая своих хозяек. На пороге дома журналиста встречает одна из сестёр и сразу приглашает войти.
Мария и Татьяна – коренные жители этих мест.
– О, конечно мы коренные жители! – улыбается Мария Ивановна, старшая из сестёр. – Мы здесь всю жизнь живём. Сначала тут рядышком был посёлок Первомайский, хуторок такой в несколько хат, мы жили там. А вот родители сами родом из Буды, немного прожив в посёлке, всё равно перебрались сюда, на родину родителей. Родилась я ещё до войны, в 1934 году, а сестра младшая ( Татьяна Ивановна, авт.) уже в 1941-ом. Всего нас было шестеро деток. У каждого судьба сложилась по-разному, мы вот здесь живём, – добродушно заключает собеседница.
– Жаловаться особо не на что. Автолавка к нам приезжает, товаров там хватает и выбрать есть из чего, а ещё и машина почтовая два раза в неделю заглядывает. Фонарь вот над домом установили – хорошо это. А то раньше он светил там, где уже и не живёт никто, а нам тут нужнее. Только вот страшно, когда ветки деревьев на высоковольтную линию попадают, такой треск стоит – жутко становится, чтобы последствий никаких не приключилось. Вот так и живём здесь вдвоём. А раньше то деревня наша большая была.
Относились мы (имеет ввиду деревню, авт.) к Орловскому сельскому совету, и школа у нас была и магазин. В школу местную ходили на Городке, деревня здесь соседняя. А брат, когда подрос, уже в другую – в Орловке.
Нельзя сказать, что жизнь лёгкой была… Всего хватало. Наш отец прошел Финляндскую войну, а вот в сорок четвёртом не вернулся, – вздыхает собеседница. – Мать тогда ждала младшего братика, когда отца ранили на Проне и он попал в госпиталь, который стоял в Климовичах. Ей удалось его навестить, и была надежда на то, что всё будет хорошо. Но на третий день после рождения младшего брата пришло письмо…отец умер.
Похоронили его в братской могиле в Климовичах, там тогда всех из госпиталя хоронили. Так и остались мы без отца.
Чтобы жить, надо было работать, а я ещё деток младших ростила, огород содержала. Раньше к 18 годах уже так наработаешься, что мочи нет, не то что сейчас. Я с 14 годков уже на ровне с мужчинами пошла косить в колхоз, назывался он «XVII партсъезд». И серпом жала, и нельзя было отлынивать – приходили замеряли даже, сколько ж за день работы проделал. Эх, всего хватало. И косила, и пахала, и коней водила, и картошку сеяла, и распахивала, и ночками стерегла – всё было. А ещё ж и своё хозяйство. Тогда деревня большая была – 48 домов, коров 50. И у нас хозяйство было: корова и свиньи, куда ж без него то, – заверяет собеседница. – На деток пособие давали всего 72 рубля. А ведь налог надо было платить, и молоко сдавать, а если поросёнок, то и с него полагалось.
На вопрос о семье, Мария Ивановна кротко замечает: «Знать судьба такая. Мне надо было о родных заботиться: о сестре, а потом и брата в армию собирала. Некому было это за меня делать. Заботилась я о всех».
– Но не плохо жили, – опять повторяет бабушка. – Все своими руками делали, некогда горевать то было. И хлеб сами пекли, и одежду ткали, шили, да и домашние покрывала, скатерти, салфетки – всё сами. Помню, как брата младшего самого в армию провожали, так за манкой в Россию пешком ходила – и ничего. Со всем справлялись.
Удалось и нам увидеть своими глазами плоды этого труда: вышитые гладью скатерти, покрывала, кропотливо обвязанные крючком, расшитые рубахи и тканые цветные андараки – всё это бережно хранят и по сей день.
– Это вы к нам летом не заехали, мы всё вышитое в быту используем. И на диван постелить, и на стол, только вот сейчас сняли. Зима же – чтобы не закоптилось от печурки то, – рассказывает Татьяна Ивановна.
– Раньше люди другие были, – заключает Мария Ивановна. – Добрые, открытые что-ли. Готовые помочь. Деревня – как большая семья была. Когда братик был совсем маленький, нам деревенские и пахать помогали, а потом и я им. Дружно жили. И праздники гуляли. Свечу – несколько раз в год справляли. Вот, например, Микольские свечи – на Миколу. Брали свечу и обкатывали её воском, толще делали, почти как рука получалась по объёмам. А верх свечки не таким толстым оставляли – это была якобы головка. А потом мы эту свечку наряжали – платье ей шили и на пуговичку застёгивали. Вокруг этой, главной, ставили ещё много свечек, и праздновали. В доме собирались со всей деревни и песни пели, истории рассказывали, и каждый год эту главную свечу в новую семью передавали. Обязательно в хорошую семью. Верили в защитницу. Раньше люди другие были, верили больше. А сейчас время трудное. Да, именно трудное – вроде всё у людей есть: и возможности, и блага разные, а всё мало, не так всё, и человека в человеке мало, – заключает Мария Ивановна. – И в гости так ходить перестали, и дружить, и выручать.
Разговор прерывает лай собачки – подъехала почтовая машина.
Не забывают сюда дорогу службы, а главное – родные. Две сестры каждый год встречают своего любимого младшего брата, который с племянниками приезжает несколько раз на год. Живут под покровительством маленького, но преданного друга, собачки Дуная, заботясь друг о друге и о четырёх котах. В деревне продолжается жизнь!
Дарья КОРНЕВА
Фото носят иллюстративный характер

Последние новости

Общество

Участники «Марафона единства» в Бобруйске ознакомились с работой ОАО «Белшина»

15 ноября 2024
Читать новость
Происшествие

В Белыничском районе подросток устроил пожар, его отец заплатит Br288 тыс. за лечение пострадавшей девочки

15 ноября 2024
Читать новость
Происшествие

Могилевчанин по липовому удостоверению инвалида пытался заработать на льготной растаможке автомобиля

15 ноября 2024
Читать новость
Актуально

Главе Хотимского района Геворгу Мелконяну вручили Благодарность

15 ноября 2024
Читать новость
В мире

Трамп пообещал усердно работать над завершением конфликта в Украине

15 ноября 2024
Читать новость
Общество

Минздрав планирует выйти с предложением о проведении второй бесплатной попытки ЭКО

15 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем