Маленькая деревенька Буда: жизнь продолжается …
Маленькая деревушка на землях Забелышинского сельского совета – Буда. К ней ведёт извилистая дорога, усыпанная в послеобеденное время тонким слоем снега. Путь журналиста лежит именно туда. На подъезде к деревне невозможно найти даже дорожного знака, который бы свидетельствовал о том, что здесь ещё теплится жизнь. От былой, раскинувшейся десятками домов деревушки, почти не осталось следа. Бывшая некогда оживлённой, она доживает свой век. Разрушены дома, но больше не от старости, а от заброшенности, от того, что вот уже десяток лет как они остались без заботливого хозяина, бережно их хранившего. Не видать и былых садов, огородов – всё забирают себе заросли хмызняка. Но в одном окошке всё ещё загорается свет, продолжается жизнь. В этой маленькой деревушке, практически исчезнувшей с карты района, живут две сестры: Мария и Татьяна Прялкины, чья судьба и жизнь уже неразрывно связаны с Будой, с их любимой родной сторонкой.
Справка «ШК»:
Буда – деревня Забелышинского сельского совета. Находится за 24 км от Хотимска и 49 км от железнодорожной станции Климовичи на линии Кричев–Сураж. Поселение основано на месте временной будки (буды), старожки, поэтому и получило такое название. Известна с 18 века. В 1799 г. Старая Буда насчитывала 35 дворов, 180 жителей. В 1850 году здесь основана сукновальня. В 1880 году – 32 дома и 159 жителей.
Рядом со Старой Будой находилась деревня Буда-1и 2 хутора с названием Буда.
В 1909 году деревня Старая Буда насчитывала 28 дворов и 217 жителей. В 1975 году к деревне Старая Буда присоеденены Новая Буда и Городок. Переименованы в Буду.
* * *
Небольшой домик в самом начале деревни, рядом колодец-журавль, здесь же маленькая собачка, громким лаем защищающая своих хозяек. На пороге дома журналиста встречает одна из сестёр и сразу приглашает войти.
Мария и Татьяна – коренные жители этих мест.
– О, конечно мы коренные жители! – улыбается Мария Ивановна, старшая из сестёр. – Мы здесь всю жизнь живём. Сначала тут рядышком был посёлок Первомайский, хуторок такой в несколько хат, мы жили там. А вот родители сами родом из Буды, немного прожив в посёлке, всё равно перебрались сюда, на родину родителей. Родилась я ещё до войны, в 1934 году, а сестра младшая ( Татьяна Ивановна, авт.) уже в 1941-ом. Всего нас было шестеро деток. У каждого судьба сложилась по-разному, мы вот здесь живём, – добродушно заключает собеседница.
– Жаловаться особо не на что. Автолавка к нам приезжает, товаров там хватает и выбрать есть из чего, а ещё и машина почтовая два раза в неделю заглядывает. Фонарь вот над домом установили – хорошо это. А то раньше он светил там, где уже и не живёт никто, а нам тут нужнее. Только вот страшно, когда ветки деревьев на высоковольтную линию попадают, такой треск стоит – жутко становится, чтобы последствий никаких не приключилось. Вот так и живём здесь вдвоём. А раньше то деревня наша большая была.
Относились мы (имеет ввиду деревню, авт.) к Орловскому сельскому совету, и школа у нас была и магазин. В школу местную ходили на Городке, деревня здесь соседняя. А брат, когда подрос, уже в другую – в Орловке.
Нельзя сказать, что жизнь лёгкой была… Всего хватало. Наш отец прошел Финляндскую войну, а вот в сорок четвёртом не вернулся, – вздыхает собеседница. – Мать тогда ждала младшего братика, когда отца ранили на Проне и он попал в госпиталь, который стоял в Климовичах. Ей удалось его навестить, и была надежда на то, что всё будет хорошо. Но на третий день после рождения младшего брата пришло письмо…отец умер.
Похоронили его в братской могиле в Климовичах, там тогда всех из госпиталя хоронили. Так и остались мы без отца.
Чтобы жить, надо было работать, а я ещё деток младших ростила, огород содержала. Раньше к 18 годах уже так наработаешься, что мочи нет, не то что сейчас. Я с 14 годков уже на ровне с мужчинами пошла косить в колхоз, назывался он «XVII партсъезд». И серпом жала, и нельзя было отлынивать – приходили замеряли даже, сколько ж за день работы проделал. Эх, всего хватало. И косила, и пахала, и коней водила, и картошку сеяла, и распахивала, и ночками стерегла – всё было. А ещё ж и своё хозяйство. Тогда деревня большая была – 48 домов, коров 50. И у нас хозяйство было: корова и свиньи, куда ж без него то, – заверяет собеседница. – На деток пособие давали всего 72 рубля. А ведь налог надо было платить, и молоко сдавать, а если поросёнок, то и с него полагалось.
На вопрос о семье, Мария Ивановна кротко замечает: «Знать судьба такая. Мне надо было о родных заботиться: о сестре, а потом и брата в армию собирала. Некому было это за меня делать. Заботилась я о всех».
– Но не плохо жили, – опять повторяет бабушка. – Все своими руками делали, некогда горевать то было. И хлеб сами пекли, и одежду ткали, шили, да и домашние покрывала, скатерти, салфетки – всё сами. Помню, как брата младшего самого в армию провожали, так за манкой в Россию пешком ходила – и ничего. Со всем справлялись.
Удалось и нам увидеть своими глазами плоды этого труда: вышитые гладью скатерти, покрывала, кропотливо обвязанные крючком, расшитые рубахи и тканые цветные андараки – всё это бережно хранят и по сей день.
– Это вы к нам летом не заехали, мы всё вышитое в быту используем. И на диван постелить, и на стол, только вот сейчас сняли. Зима же – чтобы не закоптилось от печурки то, – рассказывает Татьяна Ивановна.
– Раньше люди другие были, – заключает Мария Ивановна. – Добрые, открытые что-ли. Готовые помочь. Деревня – как большая семья была. Когда братик был совсем маленький, нам деревенские и пахать помогали, а потом и я им. Дружно жили. И праздники гуляли. Свечу – несколько раз в год справляли. Вот, например, Микольские свечи – на Миколу. Брали свечу и обкатывали её воском, толще делали, почти как рука получалась по объёмам. А верх свечки не таким толстым оставляли – это была якобы головка. А потом мы эту свечку наряжали – платье ей шили и на пуговичку застёгивали. Вокруг этой, главной, ставили ещё много свечек, и праздновали. В доме собирались со всей деревни и песни пели, истории рассказывали, и каждый год эту главную свечу в новую семью передавали. Обязательно в хорошую семью. Верили в защитницу. Раньше люди другие были, верили больше. А сейчас время трудное. Да, именно трудное – вроде всё у людей есть: и возможности, и блага разные, а всё мало, не так всё, и человека в человеке мало, – заключает Мария Ивановна. – И в гости так ходить перестали, и дружить, и выручать.
Разговор прерывает лай собачки – подъехала почтовая машина.
Не забывают сюда дорогу службы, а главное – родные. Две сестры каждый год встречают своего любимого младшего брата, который с племянниками приезжает несколько раз на год. Живут под покровительством маленького, но преданного друга, собачки Дуная, заботясь друг о друге и о четырёх котах. В деревне продолжается жизнь!
Дарья КОРНЕВА
Фото носят иллюстративный характер